Приветствую Вас, Гость
Новые сталкеры городских крыш

   Прогулки по ржавому железу крыш можно считать, пожалуй, вполне петербургским явлением и... бизнесом. По мнению заядлых руферов (от англ. roof — крыша) или крышелазов, Северная Пальмира словно создана для путешествий по крышам.

   Периметральная застройка исторического центра, дома примерно одной высоты, стоящие «плечом к плечу», позволяют руферам разрабатывать целые маршруты путешествий по кровлям домов. И... «по сходной цене» водить группы «туристов». В общей сложности, если верить сообществу, зарегистрированному на одной из социальных сетей в Интернете, число непосредственно руферов, а также любопытствующих и сочувствующих этому направлению, достигает в Петербурге 51 тысячи человек. Зачем горожанин идет на крышу, кроме как починить антенну? Об этом шла речь на заседании клуба «Гость ученый» «Наука о крышах: руфинг и руферы» в ИА «Росбалт».

   Петербургские руферы считают своими предшественниками Квазимодо и Карлсона

   Однако неправильно связывать руфинг исключительно с коммерческим интересом. В первую очередь, люди на крыши отправляются за вдохновением! Это художники и фотографы, писатели и другие творческие натуры. Есть даже мнение, что час, проведенный на крыше, продлевает жизнь на полдня. Не удивительно. Как отмечает Михаил Мамошин, архитектор, советник Российской Академии архитектурно-строительных наук, Санкт-Петербург отличает очень интересное, уникальное явление — феномен северного модерна. И именно в нем крыша стала тем выразительным средством, благодаря которому здание получало индивидуальность. Это если оценивать снизу. Сверху же открывается поистине восхитительное зрелище. Крыша — пятый фасад здания. А все в комплексе пятые фасады исторического центра составляют неповторимое лицо Петербурга, которое удается увидеть немногим. Именно это и заставляет руферов вновь и вновь подниматься над городской повседневностью.

   Не даром именно творческая интеллигенция в числе первых устремилась на крыши. «Обитая» в мансардах и студиях, расположенных на верхних этажах и чердаках старых зданий, художники и писатели не могли пропустить в своих творческих исканиях столь богатый источник вдохновения. Учитывая что и допуск к крыше у них непосредственно оказывался под рукой — окно собственной мансарды или чердачная дверь по соседству. Именно эти творческие петербуржцы в основном и представляют руферов старой школы, которые, кстати, тут же спешат отделиться от современных руферов. Последние порой бесшабашны, не гнушаются порчей общественного добра, в частности — чердачных дверей и замков, призванных ограждать чердаки от посторонних.

   Настоящих же руферов, какими считают себя представители старой школы, объединяет идеология. Они бесшумны и аккуратны, ничего не ломают и не оставляют мусора, не вступают в конфликты с жильцами, представителями ЖЭК и тем более с милицией. О их недавнем присутствии на крышах говорят лишь фотографии или картины.

   Именно зарисовки крыш, начатые еще в 80—90-х годах прошлого века после подобных путешествий и законченные как раз недавно художником Никой Куковицкой, и составили выставку «Руфология». Она открылась в августе этого года в Павильоне под флагом на Елагином острове. Случайным образом организованная выставка стимулировала ряд других удивительных событий. Оказалось, что очень многие интересуются этим направлением, существуют легенды и истории, связанные с путешествиями по крышам. Руфинг как новое культурное явление, ставшее в последнее время особенно популярным, вообще находится на стыке реальности и мифов, страхов и их преодоления.

   И именно тем интересен исследовательский, научно-художественный проект «Руфология», начатый доктором философских наук, директором центра изучения культуры факультета философии и политологии СПбГУ Екатериной Суровой. В рамках этого проекта исследователи рассчитывают рассмотреть это культурное направление сразу с точки зрения культурологии, философии, социологии. «Собственно, крыша — эта та поверхность, которая разделяет город, суету, мир обыденный от того замечательного, духовного состояния, небесного состояния, которое переживает руфер, наблюдая красоту восхода и заката, самого города, — говорит Екатерина Сурова. — С одной стороны эта красота выступает как некая изнанка городской культуры, а с другой — это именно та поверхность города, за которой может быть и раскрывается смысл. Находясь внутри очень трудно увидеть главное».

   Быль: бизнес «на руферах»

   Сайт www.reakcia.ru рассказывает, как московские руферы, замученные запертыми чердачными дверями, как-то гуляли летом по Питеру. Ну и как же без крыш? Отправились на Петроградку. Когда наконец нашли нужное парадное и выход на чердак, обнаружили спящего бомжа. «На крышу?» — спросил он. «Угу», — признались мы. Он вежливо подвинулся и дал пройти. Потом бомж тоже вышел на эту самую крышу. Знаете, зачем? Собирать бутылки. Сказал, что с этой крыши у него стабильный доход. Еще на открытых дверях там иногда прямо так и пишут: «Вход на чердак!».

Клавдия Федоркив, 20.10.2008
http://www.dnspb.ru/fresh/out_office/2863.html